Исследовательская
деятельность современного учителя.
В
образовательном процессе многое, если не все, зависит от нас,
педагогов.
Наша инициатива, творческая активность, нестандартность
мышления,
стремление к обновлению и новаторству - непременный фактор
развития
системы образования, ее прогресса.
Специфика
труда педагога побуждает его пополнять знания и умения
всю
жизнь. Сегодня на первый план выходит научно-исследовательская
работа
учителя — это научное исследование, целью которого является
получение
своих собственных, то есть авторских выводов и результатов
(теоретического
и практического характера) в области преподавания
конкретной
школьной дисциплины и в рамках избранной методической
темы.
Разумеется, переход к новому виду деятельности непрост и под силу
далеко
не всем учителям. Все зависит, с одной стороны, от самого учителя
(его
способностей к научному труду, уровня притязаний, личностно -ценностных
ориентации и устремлений), а, с другой стороны, от
потребностей
учебного процесса конкретной школы.
Сущность
педагогического исследования.
Методология
как «знание о знании» и как система методов и исследовательских процедур.
Методологическая рефлексия и основные элементы методологического аппарата
исследования. Обоснование актуальности исследования. Проблема и тема
исследования. Объект и предмет исследования. Цели, задачи, гипотеза в
педагогическом исследовании. Логика исследования, его основные этапы.
Взаимосвязь основных методологических характеристик исследования. Актуальные
научные проблемы в системе физико-математического образования (акцент делается
на информатику). Актуальные проблемы исследований.
2.
Методы научного исследования
Теоретические
и эмпирические, математические и статистические методы исследования.
Общенаучные и собственно педагогические методы исследования. Психологические и
социологические методы в педагогическом исследовании.
Использование
теоретических методов. Анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация,
абстрагирование, идеализация и другие методы теоретического анализа.
Терминологический анализ и моделирование в педагогическом исследовании.
Эмпирические
методы в педагогическом исследовании как способы сбора информации о
педагогических фактах. Изучение и анализ литературных источников. Наблюдение,
анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертиза в педагогическом
исследовании. Инструментарий исследования (анкеты, тесты, опросники и т. д.).
Математические
и статистические методы в педагогическом исследовании.
3.
Организация опытно-экспериментальной работы
Роль
и место эксперимента в методическом исследовании. Формулирование проблемы, темы,
гипотезы, критериев эффективности и др. Разработка программы
опытно-экспериментальной работы: выбор экспериментальных объектов; разработка
критериальной базы; выбор методик анализа исходного и конечного состояния
объектов; определение временных интервалов, этапов опытной работы, исполнителей
и т. д. Пилотажное исследование.
Выбор
экспериментального плана. Классический и факторный эксперименты. Содержание и
функции констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.
Социально-психологические, педагогические, организационные условия реализации
идеи педагогического эксперимента. Проблема обобщения и распространения итогов
экспериментальной работы.
Разработка
и оформление программы авторского или авторизованного курса (факультатив,
элективный курс, спецкурс, курс по выбору, дисциплина в рамках школьного
компонента и др.), обоснование его актуальности, апробация и описание
результатов.
4.
Оформление и представление итогов научной работы.
Упорядочение,
систематизация фактов, идей, положений. Типы данных и их статистическая
обработка. Первичная и вторичная информация. Основные формы представления
данных: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и т.п. Анализ и
интерпретация результатов и формулирование выводов. Понятие квалификационной (курсовой)
работы. План научной работы и рубрикация. Научный текст и научный стиль речи:
лексика, педагогическая терминология, синтаксические конструкции; устойчивые
формы и клише.
Защита
научной (исследовательской, курсовой) работы, подготовка (и требования)
презентации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий