пятница, 16 июля 2021 г.

 

                                                        Виды воспитания детей.

Воспитание — это спланированный и целенаправленный процесс формирования личности для подготовки ее к дальнейшей жизни в обществе согласно с принятыми в нем моделями поведения.

Для изучения воспитательного процесса и законов его организации существует отдельная наука — педагогика.

Значение воспитания в социуме определяется, исходя из его целей:

Формирование отношения личности к окружающему миру и к самому себе, определение собственного места в обществе.

Всестороннее личностное развитие, предполагающее духовное богатство, морально-нравственные устои, физическое здоровье. Человек, обладающий этими качествами, способен бороться с жизненными трудностями.

Воспитание социально-интегрированной личности, то есть человека с адекватным восприятием себя и мира, умеющего выстраивать бесконфликтные отношения с окружающими.

Становление личности, приобщенной к культуре: развитие вкуса, творческого потенциала и духовных качеств человека.

Взращивание гражданской ответственности, патриотизма, чувства справедливости в индивиде.

Привитие самостоятельности, подразумевающей умение человека самосовершенствоваться в условиях окружающей действительности.

Вырабатывание в человеке качеств, позволяющих определить собственное «Я», самореализоваться и самоутвердиться.

Виды воспитания, по каким признакам классифицируются

Педагогическая деятельность классифицируется по различным основаниям:

по институциональному признаку (семейное, школьное, внешкольное, религиозное и т.д.);

по содержанию (умственное, трудовое, физическое);

по принципу доминирования и стилю отношений между воспитателем и воспитанником (демократическое, свободное, авторитарное);

по воспитательным объектам (нравственное, половое, правовое, экономическое, патриотическое, гражданское, интернациональное и т.д.).

Основные виды воспитания

Умственное, то есть направленное на развитие интеллекта. Особенностью данного вида является побуждение к самостоятельному изучению мира и самопознанию.

Трудовое, ориентированное на привитие чувства ответственности к труду, стимулирование реализации творческого потенциала и накопления профессиональных компетенций.

Нравственное, представляющее собой способ создания и передачи нравственных устоев в обществе.

Эстетическое, создающее восприятие действительности через призму эстетики, развивающее умение видеть прекрасное.

Гражданское, в результате которого в характере человека появляются такие качества как ответственность и уважение к семье, окружающим и государству.

Экономическое, в ходе которого развивается разнонаправленное экономическое мышление человека.

Экологическое, содержание которого ориентировано на выработку отношения к природе как к ценности.

Правовое, то есть разъяснение прав и обязанностей индивиду, утверждение о необходимости их соблюдения, а также объяснение неизбежности несения ответственности за нарушение.

Свободное, предполагающее оказание помощи воспитываемому со стороны воспитателя в процессе свободного развития ребенка и познания им действительности.

Семейное. Этот тип является ключевым компонентом в интеграции человека в общество. Общий результат воспитания находится под влиянием ценностей, жизненного стиля и отношений, перенятых из семьи.

Конфессиональное или религиозное, подразумевающее воспитание верующего человека с помощью внушения какого-либо мировоззрения, основанное на приписывании обычным вещам священности.

Социальное. Этот вид является составляющей социализации, достигаемой за счет последовательного создания необходимых условий и контакта.

Школьное, организованное в рамках учебного процесса. В этом случае важна роль педагога. В приоритете создание благоприятной атмосферы в коллективе.

Внешкольное, реализуемое во внешкольных учреждениях, занимающихся образовательно-воспитательной деятельностью, а также разного рода обществах.

Основные формы воспитания детей в современной педагогике

Формы воспитания — это методы, которые используют для реализации процесса воспитания; способы организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Система воспитательных форм включает типологии по различным основаниям.

Классификация воспитательных форм по количеству участников

Индивидуальные (воспитатель — воспитанник): консультация, беседа, обсуждение, совместный поиск решения проблемы, выполнение общего поручения и т.д.

Групповые (воспитатель — группа воспитанников): творческие группы, кружки, беседы, дискуссии, конкурсы, викторины, трудовая деятельность и пр.

Массовые (воспитатель — несколько групп): театральные представления, концерты, спортивные соревнования, походы, турслеты и др.

Типология форм воспитания по методу педагогического воздействия

Словесные: собрания, линейки, встречи, лекции, конференции и т.д.

Практические: субботники, походы, олимпиады, спортивные состязания, экскурсии, конкурсы и др.

Наглядные: посещение музеев, выставок, просмотр фильма, рассматривание стенгазет и пр.

Формы работы по основному виду деятельности

учебные;

трудовые;

спортивные;

художественные и др.

Однако кроме прямого направленного воспитания есть и другие виды воспитания. Самое простое, не требующее от нас никаких усилий - это воспитание естественное, воспитание стихийное: воспитание жизнью. В этом процессе участвуют все: и сверстники наших детей начиная с детского сада, и яркая телевизионная реклама, и затягивающий интернет... все, все, что окружает наших детей. Если вам повезло и у вашего ребенка разумное окружение, вокруг него приличные люди - ваш ребенок скорее всего вырастет приличным человеком. В другом случае - другой результат. А самое главное, что вы в любом случае не отвечаете за результат.

Более продуктивным оказывается воспитание жизнью, но под вашим управлением. Такой была система А.С. Макаренко. В этом виде воспитания дети встраиваются в реальную производственную систему, где они реально работают и реально нужны, и по ходу жизни и работы сама жизнь и работа их выстраивает и воспитывает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

                         Темперамент человека. Личность каждого человека уникальна. На восприятие мира влияет множество факторов — социум...