Виды воспитания детей.
Воспитание — это спланированный и целенаправленный
процесс формирования личности для подготовки ее к дальнейшей жизни в обществе
согласно с принятыми в нем моделями поведения.
Для изучения воспитательного процесса и законов его
организации существует отдельная наука — педагогика.
Значение воспитания в социуме определяется, исходя
из его целей:
Формирование отношения личности к окружающему миру и
к самому себе, определение собственного места в обществе.
Всестороннее личностное развитие, предполагающее
духовное богатство, морально-нравственные устои, физическое здоровье. Человек,
обладающий этими качествами, способен бороться с жизненными трудностями.
Воспитание социально-интегрированной личности, то
есть человека с адекватным восприятием себя и мира, умеющего выстраивать
бесконфликтные отношения с окружающими.
Становление личности, приобщенной к культуре:
развитие вкуса, творческого потенциала и духовных качеств человека.
Взращивание гражданской ответственности,
патриотизма, чувства справедливости в индивиде.
Привитие самостоятельности, подразумевающей умение
человека самосовершенствоваться в условиях окружающей действительности.
Вырабатывание в человеке качеств, позволяющих
определить собственное «Я», самореализоваться и самоутвердиться.
Виды воспитания, по каким признакам классифицируются
Педагогическая деятельность классифицируется по
различным основаниям:
по институциональному признаку (семейное, школьное,
внешкольное, религиозное и т.д.);
по содержанию (умственное, трудовое, физическое);
по принципу доминирования и стилю отношений между
воспитателем и воспитанником (демократическое, свободное, авторитарное);
по воспитательным объектам (нравственное, половое,
правовое, экономическое, патриотическое, гражданское, интернациональное и
т.д.).
Основные виды воспитания
Умственное, то есть направленное на развитие
интеллекта. Особенностью данного вида является побуждение к самостоятельному
изучению мира и самопознанию.
Трудовое, ориентированное на привитие чувства
ответственности к труду, стимулирование реализации творческого потенциала и
накопления профессиональных компетенций.
Нравственное, представляющее собой способ создания и
передачи нравственных устоев в обществе.
Эстетическое, создающее восприятие действительности
через призму эстетики, развивающее умение видеть прекрасное.
Гражданское, в результате которого в характере
человека появляются такие качества как ответственность и уважение к семье,
окружающим и государству.
Экономическое, в ходе которого развивается
разнонаправленное экономическое мышление человека.
Экологическое, содержание которого ориентировано на
выработку отношения к природе как к ценности.
Правовое, то есть разъяснение прав и обязанностей
индивиду, утверждение о необходимости их соблюдения, а также объяснение
неизбежности несения ответственности за нарушение.
Свободное, предполагающее оказание помощи
воспитываемому со стороны воспитателя в процессе свободного развития ребенка и
познания им действительности.
Семейное. Этот тип является ключевым компонентом в
интеграции человека в общество. Общий результат воспитания находится под
влиянием ценностей, жизненного стиля и отношений, перенятых из семьи.
Конфессиональное или религиозное, подразумевающее
воспитание верующего человека с помощью внушения какого-либо мировоззрения,
основанное на приписывании обычным вещам священности.
Социальное. Этот вид является составляющей
социализации, достигаемой за счет последовательного создания необходимых
условий и контакта.
Школьное, организованное в рамках учебного процесса.
В этом случае важна роль педагога. В приоритете создание благоприятной
атмосферы в коллективе.
Внешкольное, реализуемое во внешкольных учреждениях,
занимающихся образовательно-воспитательной деятельностью, а также разного рода
обществах.
Основные формы воспитания детей в современной
педагогике
Формы воспитания — это методы, которые используют
для реализации процесса воспитания; способы организации индивидуальной и коллективной
учебной деятельности.
Система воспитательных форм включает типологии по
различным основаниям.
Классификация воспитательных форм по количеству
участников
Индивидуальные (воспитатель — воспитанник):
консультация, беседа, обсуждение, совместный поиск решения проблемы, выполнение
общего поручения и т.д.
Групповые (воспитатель — группа воспитанников):
творческие группы, кружки, беседы, дискуссии, конкурсы, викторины, трудовая
деятельность и пр.
Массовые (воспитатель — несколько групп):
театральные представления, концерты, спортивные соревнования, походы, турслеты
и др.
Типология форм воспитания по методу педагогического
воздействия
Словесные: собрания, линейки, встречи, лекции,
конференции и т.д.
Практические: субботники, походы, олимпиады,
спортивные состязания, экскурсии, конкурсы и др.
Наглядные: посещение музеев, выставок, просмотр
фильма, рассматривание стенгазет и пр.
Формы работы по основному виду деятельности
учебные;
трудовые;
спортивные;
художественные и др.
Однако кроме прямого направленного воспитания есть и
другие виды воспитания. Самое простое, не требующее от нас никаких усилий - это
воспитание естественное, воспитание стихийное: воспитание жизнью. В этом
процессе участвуют все: и сверстники наших детей начиная с детского сада, и
яркая телевизионная реклама, и затягивающий интернет... все, все, что окружает
наших детей. Если вам повезло и у вашего ребенка разумное окружение, вокруг
него приличные люди - ваш ребенок скорее всего вырастет приличным человеком. В
другом случае - другой результат. А самое главное, что вы в любом случае не
отвечаете за результат.
Более продуктивным
оказывается воспитание жизнью, но под вашим управлением. Такой была система
А.С. Макаренко. В этом виде воспитания дети встраиваются в реальную производственную
систему, где они реально работают и реально нужны, и по ходу жизни и работы
сама жизнь и работа их выстраивает и воспитывает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий